Москва, Б. Козихинский пер., 19/6 стр 1(вход в арку во двор дома 17) Тел.: +7(495) 699 9854, 699 8550 E-mail: gallery@ggallery.ru

     Вера Ермолаева (1893 - 1937) – одна из самых малоизученных фигур в русском изобразительном искусстве первой половины ХХ века. 

       Безграничное уважение к ней со стороны современников-коллег, признанных и прославленных, множество ссылок и упоминаний, связанных как с ее творчеством, так и с ее особой ролью во многих начинаниях русского авангарда, - все это до недавнего времени было несоразмерно ее известности и месту, которое она занимает в истории развития этого направления.

       Положение изменилось в 1972 году, когда стараниями ленинградского исследователя русского авангарда Евгения Ковтуна была проведена ее первая персональная выставка. Миф о Ермолаевой, бытовавший в рамках ограниченного круга ее почитателей, стремительно перерастал в объективную реальность, в аксиому: ее творчество – незаурядное явление.

      Художественная критика на протяжении десятилетий позволяла существовать Ермолаевой лишь в пространстве текста, но не в ареале художественной культуры. Эта оценка художнику, опосредованная через текст, лишала возможности открытия - непосредственного контакта с ее творчеством.

       Судить в полной мере об искусстве Ермолаевой мы можем по едва сохранившейся части ее наследия. О том, какая это часть, никому не дано знать. Немногочисленные образцы ее живописного мастерства отражают лабораторный характер ее пластических исследований, сложный мир ее внутренних переживаний, метафизический характер ее воплощений и образов. Не вызывает сомнений, что Ермолаева прокладывала свой путь в живописи, до нее лишь пунктиром намеченный. Синтезировав новейшие художественные открытия, Ермолаевой оказалось по силам выступить с оригинальной концепцией. Довести до конца начатое помешал внезапный арест и последующий расстрел в казахстанском лагере.

     Другая часть ее творчества перевешивает количественно, но не заслоняет главного. Дар живописца-мыслителя вполне пригодился Ермолаевой во время работы в Детгизе, гавани ленинградских «левых» в 1925 – 1932 гг. Верой Михайловной было оформлено более пятидесяти детских книг и журналов, именно в таком качестве ее и считали художником долгое время. Формальным поводом для ареста послужили ее иллюстративные композиции на тему гётевского «Райнеке-Лиса», в которых власти усмотрели бунтарски оппозиционное отношение автора к существующему порядку. Эти листы демонстрируются на выставке, и любой зритель может недоумевать по поводу абсурдности нашего недавнего прошлого. Это мнение разделял и соратник Ермолаевой Даниил Хармс. Макет их совместной книжки также можно увидеть на нашей выставке.

       Выставку сопровождает альбом-монография, в котором впервые опубликованы материалы и иллюстрации, не вошедшие в издание Русского Музея, приуроченное к персональной выставке художника в ГРМ в 2008 году.

     

КАТАЛОГ»»»

 

 

 

 



Тел.: 8-495-699-98-54
8-495-699-83-83
8-495-699-85-50


SpyLOG